Наступила снова осень, и Вы с удивлением понимаете, что уже в следующую такую осень Ваш ребенок пойдет в первый класс. Пора подыскивать курсы подготовки к школе, думаете Вы, а то там такое тестирование, надо хоть проверить готов он или еще нет..
Поступление в школу большое событие для всей семьи — это понятно. В статье октябрьского номера журнала «Детки.kz» мы кратко затронули особенности тестирования в школах и те навыки, которыми ребенок реально овладевает к этому моменту. Большинство родителей к школе относится с таким большим уважением, что интересы своего ребенка ставят на второй план, выдвигая в приоритет «образ — лучшего — из-всех -подходящих-к- школе»

Что дает школа Вам взамен?
…Жил – был учитель, например, казахского языка. (Такой пример взят ввиду того, что обучение казахскому языку почему – то оказывается очень обсуждаемой темой и сложным предметом). Так вот, проводил он уроки, начиная с далекого 1969 года. Огромный стаж, скажем мы! И вот, на пороге школы, отводя своего сына, мама видит его снова! Ничего себе! 2010 год, а учитель ни капли не изменился! Все такой же….
А сколько всего произошло в мире за эти годы? Изменений в экономике, законах, сколько сделано новых открытий, проведено исследований?
А в его списке событий – тишина.
Уроки не отличаются один от другого – зачем? Он прекрасно знает язык! А то, что Вам неинтересно – так это у Вас ребенок невоспитан! Кроме того, я прекрасно помню, что и Вы дарованием не отличались, в общем, больше тройки и не ждите…
Это не сказка из тридесятого царства, это один из часто встречающихся случаев, когда заметны ограничения нашей образовательной системы.
И вот Вы наняли репетитора/ отправили ребенка на курсы и вдруг он с радостью поет, говорит на казахском, скороговоркой выдает стихи и сам придумывает слова! Все понятно, тут ему просто интересно, здесь в игровой форме с музыкальным оформлением предлагают изучение языка.
Но школа – есть школа. Там такое непринято.
Школа – это машина. Словно важная утка на том дворе про гадкого утенка, и все мы перед ней преклоняемся.
Школа учит, что жизнь – сложная штука, где необходимо работать, гнуть спину, выполнять неприятные задания ежедневно…
Вы для этого рожали своего ребенка?
Позвольте объяснить цель такого вопроса. Мы уже говорили о том, что подрастающее поколение (в большинстве своем возраста 5-7 лет и младше) сейчас демонстрируют новые потребности и новые способности. Родители этих детей, со своей стороны – это поколение, выросшее уже без системы воспитания, принятой в Советском Союзе, а новой системы им никто не предложил. Поэтому Вам, родителям этой категории, сейчас сложнее выбрать методы, ведь раньше все решало государство, а сейчас — нет. Сами учреждения – дошкольные и школьные – также столкнулись с необходимостью менять структуру обучения, однако ввиду громадности данного вопроса, изменения оказываются почти невозможными.
Предложить Вашему ребенку безоговорочно подчиниться расстроенной школьной системе – значит закрыть перед ним все двери и убить всю мотивацию к обучению, к достижению его целей, а ведь многие из этих детей уже сейчас, в шесть лет, говорят о том, что хотят помогать планете.

Пока система школ и детсадов будет постепенно изменяться, Ваш ребенок, так или иначе, вырастет в такой, какая она есть сейчас. И, будьте уверенны, он обладает достаточной мудростью, чтобы взять из этой системы только лучшее и нужное. Я говорю сейчас не о том, чтобы полностью предоставить ему выбор – ходить на уроки или нет, ведь рамки ему выставляете все же Вы, однако, старайтесь прислушиваться к его рассказам о школе и каждый конфликт или нежелание учиться рассматривайте пристально, прежде чем сделать вывод.

Данная статья, как и предыдущая, направлены, прежде всего на то, чтобы дать понять родителям, что сложности воспитания в наше время – это нормальное следствие изменений в детях, в техническом и духовном мире. Поэтому не нужно ни бояться, ни прятаться за советами бабушек. Новая система понемногу выстраивается, Вам лишь нужно успеть вовремя заметить возможности и предложить их ребенку.

Если Вы внимательны и являетесь, так сказать, ищущими родителями, Вы сумеете дать своему ребенку и традиционное образование, которое поможет ему понять законы общества, в котором он все – таки растет, и дополнительное, альтернативное – которое поможет ему раскрыться, найти понимание, взрастить гибкий ум и творческое начало.
Если Ваш малыш уже стал школьником, постарайтесь подобрать дополнительные курсы (группы продленного дня, вечерние или субботние занятия), но связанные именно с театром, психологией, терапевтическими играми.

Напоследок, несколько рекомендаций, как подобрать, например, курсы подготовки к школе:
— спросите, как зовут педагога Вашей группы, попросите к телефону его. Узнайте у него, кто пишет программы, какие цели преследует данный курс, какие именно методы выбираются для психологической готовности к школе.
— одним из важных моментов является наличие развернутой программы ролевых игр. Ведь именно они обучают работе по правилам, да и многим другим важным навыкам. Однако, их роль часто не учитывается в курсах предшколы. Так что, если рассказывая о содержании программы, педагог не упомянул ролевые игры – спросите напрямую об этом.
— какие упражнения выбираются для зрительной гимнастики, осанки, следят ли за этим?
— как планируется работа в команде, какие задания прививают бережливость, терпимость, уважение к себе и к другим?
— как отслеживается уровень развития познавательных процессов?…

Конечно, список может быть гораздо длиннее, а задать все вопросы Вы, либо сами постесняетесь, либо руководитель центра ответит, что на пробном уроке Вы все увидите. Ну и хорошо, придите на пробное занятие. Увидеть самый важный момент несложно – занятия в курсе предшколы не должны быть исключительно «моделью школы» — сидение за партой, куча домашних заданий из книг, которые Вы и сами прекрасно можете купить – это должен быть особый, динамичный мир сказок, связанных между собой занятий, творческих опытов, музыки, уважения к мнению ребенка и дружеская, именно дружеская, а не учительская атмосфера.
Желаю Вам приятных открытий, уверенна, у Вас все обязательно получится!

Координатор программ, педагог-психолог центра Комарик Ларина И.С.

Похожие статьи