Ваш малыш, родившись, вроде бы недавно, уже с любопытством смотрит на картинки, тянет к вам ручки, радуется и старательно пытается поползти. Вы, закончив стирку – уборку решили с ним поиграть. Только во что? Игрушками он пока не слишком интересуется, а хочется уделить ему внимание не только с лаской, но и с пользой.
Самое время обсудить и применить упражнения Динамической гимнастики!
Что это такое?
Самое главное в данном методе – большое количество движений, где ребенок бывает активен – летает, переворачивается, всячески крутится. Традиционная же гимнастика подразумевает, что ребенок лежит статично, а взрослый производит манипуляции с его ногами, руками, причем очень осторожно. Некоторые источники указывают, что динамическая гимнастика, появившись на западе, была описана под термином Бэйби йога.
На наш взгляд, йога, конечно, несколько отличается и по структуре занятия и по целям, а вот динамической гимнастикой можно также назвать все тактильные игры с малышом, где он летает, кувыркается, качается.
Хороших источников, описывающих упражнения для детей от рождения до 9 — 12 месяцев совсем немного, однако, по сути, многие родители делают это дома, не зная, что занимаются динамической гимнастикой.
Чем хороши эти упражнения?
Очень важное качество – построение концепции собственного тела (т.е. знание и способность показывать части тела, координировать движения руки до предмета, ориентировка в пространстве) – выстраивается обычно к 2-3 годам. Дальше, в школе, несформированность концепции приведет, как минимум, к возможной дисграфии (трудность в письме).
Упражнения Динамической гимнастики, кроме формирования непосредственно концепции тела, помогают получить представление, как тело работает, напрягается, расслабляется.
Ритм, скорость, динамика в упражнениях повышают физическую и психическую устойчивость ребенка, его способность к адаптации в окружающем мире, формирует уверенность в своих силах. У таких детей улучшается аппетит, реакция, сон.
Движения, совершаемые с ребенком, растягивают и развивают мышцы и суставы, что может помочь устранить косолапость, кривошею, правильно помочь формированию позвоночника, устранить запоры.
Нагрузки, испытываемые телом ребенка, усиливают кровообращение, укрепляя сердечно – сосудистую и иммунную систему.
И, конечно, вращения, карусели, прыжки и кувырки приносят малышу массу удовольствия, формируя доверительность в отношениях с родными.

Когда лучше начать? Есть разные мнения, есть также противопоказания (самое лучшее из них – реакция самого ребенка. Если он боится или отказывается, остановитесь). Месяцев с двух, когда малыш уже адаптировался к окружению, начинайте с несложных покачиваний и смотрите за поведением малыша, Вы заметите, когда можно идти дальше.

Итак, попробуем начать с несложных раскачиваний:

1. Упражнение «Покачивания» — держите малыша за вытянутые ручки спиной к себе, немного ближе к локтевому суставу, чем к запястью. Если Вы делаете это первый раз, дайте ребенку время освоиться, пусть просто повисит немного. Далее начинайте раскачивать вправо – влево, со временем доводя амплитуду до любых комфортных размахов. Старайтесь перехватывать ручки, чтобы они не были сжаты в Ваших руках и не затекли.


2. Привыкнув к покачиваниям, попробуйте «Прокруты»: в позиции, когда малыш раскачивается, перекрестите свои руки, так, что ребенок окажется к Вам лицом, затем верните его в исходное положение и повторите прокручивание.


3. Упражнение «Крестик»: из исходного положения (Вы держите ребенка за руки, спиной к себе, он упирается в пол ножками) поднимаем малыша вверх, энергично разводя его ручки в стороны на верхней точке подъема.Затем осторожно возвращаемся в исходное положение.

4. Упражнение «Золотая рыбка» — Вы находитесь в положении лежа, малыш качается на ваших полусогнутых и приподнятых вверх коленях, затем Вы поднимаете его так, чтобы животиком он лежал на Ваших стопах, придерживая его за ручки, понемногу выпрямляете ноги и Ваше дитя словно летит, раскинув ручки в стороны. Если он еще совсем маленький, или вы только учитесь, держите его за ручки во время всего выполнения. Чуть позже, Вы привыкните, и он будет сам отпускать руки и даже захочет нырять в сторону (поэтому делайте такое упражнение на кровати).

5. Упражнение «Карусели» — многие из нас играют с детьми, раскручиваясь по кругу, держа за руки ребенка, — это, можно сказать, первая ступенька к упражнению «Карусель». Вторая – делать тоже самое, только держа малыша за ножки. Старайтесь следить за его реакцией, не все дети соглашаются сразу на такой эксперимент, однако данное движение оказывает очень положительное влияние на вестибулярный аппарат (отвечающий за сохранение равновесия), вызывает бурю радостных эмоций, хорошо укрепляет позвоночник.


6. Упражнение «Мячик» — ребенок лежит на спинке, Вы в одну свою руку берете его правую ручку и ножку, в другую – левую ручку и ножку. Раскачивая вперед – назад, следите, чтобы ручки не выскользнули из ваших ладоней.
Остановимся пока на этих упражнениях, не стесняйтесь, выполняйте их и придумывайте свои, главное, следите за мерами безопасности. Желаем Вам и Вашему малышу здоровья и хорошего настроения! До встречи!

Координатор программ, педагог-психолог центра Комарик Ларина И.С.

Похожие статьи