Что такое игра? В течение всего дошкольного возраста, игра является новообразованием и ведущей деятельностью. Именно в ней происходит формирование «Зон ближайшего развития» (всего того, что сегодня ребенок может выполнять с помощью взрослого, а завтра уже самостоятельно), включая и такие функции как поведение и речь.
По мере приобретения ребенком опыта взаимодействия с окружающим миром, игра становится сложной, сюжетно – ролевой.
В нашем обществе укоренилось представление, что достаточный перечень умений при поступлении в школу – чтение, счет, письмо.

Так при чем здесь игра?
Одним емким предложением можно утверждать, что Игра – это школа произвольного поведения, где ребенок с интересом и без принуждения учится выполнять заданные правила.
А что такое школа?
Это деятельность с множеством правил, выполнение которых ребенку недоступно, если его произвольное поведение не сформировано.
Хорошо обученный ребенок сталкивается с ситуацией социального взаимодействия с учителем и сверстниками и здесь обнаруживается фактор «Социально – эмоциональная зрелость» (или, чаще всего, Незрелость). Отсюда начинаются жалобы родителей и учителей на инфантильность ребенка, неспособность выполнять задания спокойно.

Общеизвестно, что при поступлении в школу, кроме всего списка знаний, умений и навыков, первоклассник должен обладать учебной мотивацией. При нормальном развитии, к 6 – 7 годам игра, как ведущая деятельность, уже неспособна образовывать Зоны ближайшего развития ( а именно их наличие делает обучение развивающим), т.к. ребенок уже прошел все ступени от манипулятивной до сюжетно – ролевой игры.

Теперь спросите себя, много ли Вы играете со своим ребенком? В магазин, в день рождения куклы Маши, прятки, кошки мышки, поиски сокровищ…? Или Вы как раз из тех родителей, что по большей части заняты бытовыми вопросами (глажка, стирка, ужин, а завтра снова работа) и лучшее, что вы можете успеть – прочесть сказку на ночь? А ваши бабушки – дедушки? Много ли желания по тридцать раз покупать что-то у внука, изображающего продавца?
Играют ли дети в детском саду? При таком количестве режимных и нормативных моментов, сколько установлено в большинстве садов, редкий воспитатель справляется с этой задачей.

Подавляющее большинство первоклассников приходят в школу с игровой, а не учебной мотивацией.
Теперь посмотрим, как влияет игра на учебный процесс в дальнейшем.

При незрелом параметре социально – эмоциональных связей и преобладании игровой мотивации вместо учебной, ребенок видит в учителе просто взрослого, стремится к эмоциональной связи с ним, требует индивидуального внимания. Не получая ответа, такой ребенок либо откажется от учебы, замкнется в себе, либо перейдет к агрессии и любым другим ярким формам привлечения внимания (но явно не конструктивным). Вам знакомы такие ситуации?
Застревание на этапе предметной игры, (а дети иногда оказываются неспособны даже использовать предметы – заменители – например, вообразить, что флакон духов – это кукла, а палочка – это лошадка), приводит к хорошему навыку копирования действий учителя, (т.к. это как раз и есть его зона ближайшего развития – повторять за манипуляцией взрослого), но невозможности самостоятельного поиска решения задач, когда образца нет. А также у такого ученика не формируется критичность мышления.
В рамках преобладания самой игровой мотивации в обучении, ребенок откажется воспринимать правила, опять же уйдет в себя (сбежит с уроков/прилипнет к компьютеру, PSP), либо будет просто постоянно отвлекаться и играть со всем, что под рукой.
Таких деток нигде не встречали?
Чем же можно помочь детям при нашем темпе жизни?
Если Вашему малышу еще только 4-5 лет, то, определив его в театральную студию, либо центры, предлагающие элементы сказкотерапии, развернутые системы игровых сюжетов – Вы в полной мере обеспечите ему хороший уровень развития воображения, речи, всех видов мышления, кроме того, он научится правилам коммуникации.
Если Ваш ребенок уже ходит в школу и есть что-то похоже на него их описанных выше ситуаций, лучше пораньше обратиться к центрам, где работают творческие педагоги с психологическим образованием для своевременной коррекции.

Координатор программ, педагог-психолог центра Комарик Ларина И.С.

Похожие статьи