В одной далекой стране, а может, и совсем рядом, жили — были Мама с Папой и было у них несколько детей. И вот, захотелось им найти такой золотой ключик, который все двери перед ними и перед детьми открывать будет. Долго ли коротко, нашли они Книгу и это были Старые Сказки

Цель данной статьи — рассказать читателям о некоторых талантах народных сказок, значимость которых трудно переоценить, талантах, которые претендуют на роль панацеи для педагогов и родителей, желающих воспитать детей здоровыми, вежливыми, творческими, устойчивыми к стрессу и просто добрыми и жизнерадостными.

Почему сказка? Часто к нам приходят взрослые мамы и папы и задают вопросы. Их потребности, как скоро выясняется, часто кроются в детстве. Сформированные там образы очень влияют на их собственную самооценку и на характер их взаимодействия с детьми, хотя этот факт редко осознается. В таких случаях наиболее эффективными методами психологической помощи оказываются именно детские, и прежде всего, сказка. Так в чем же ее величие и талант?

Попробуйте вспомнить, например, текст сказки о Курочке Рябе. Читали ли Вы ее своему ребенку? Наверняка, да. И скорее всего, саму сказку Вы помните еще из детства. Многие взрослые рассказывают ее лишь потому, что она короткая и имеет простой сюжет. Однако мало кто задумывался над ее содержанием, а ведь в ней много противоречий! Например:
— дед и баба хотели разбить яйцо? Если да, то почему плакали?

Знает ли кто-нибудь что же было в яйце, когда оно разбилось?
Почему же дед и баба так радовались простому яйцу, полученному вместо золотого?
И зачем, интересно, мы продолжаем читать эту и многие другие «нелогичные» сказки и почему не сомневаемся в них?
Пример Сказки о Курочке способен помочь ответить нам на этот вопрос. Тот факт, что вы помните ее с детства и никогда не оценивали сюжет, на практике демонстрирует Ваше детское некритичное отношение к словам взрослых, а запомнившийся текст выкладывает на поверхность аксиому, что заложенная в детстве информация хранится там всю жизнь.
Что находится внутри этой сказки? Внутри нее, как и о всех сказках, смысл целеполагания, пути к Мудрости, способность принятия и многое другое, но разбор содержания — отдельный разговор.

Конечно, всем понятно, что любое народное творчество — это всегда отражение политической, культурной, религиозной картины мира в данный временной период. Но немногие замечали, насколько точно наиболее старые (до средних веков) произведения, передают не только описание того, что творится вокруг, но и демонстрируют методы, КАК в этой среде жить и развиваться.

В этих сказках каждое слово подобрано с целью, каждое имя дано точно, ничего лишнего. Например, Иван — дурак потому выходит победителем, что он пустой, его ум чист, он не судит, не делит на черное и белое. А мачеха в сказках Морозко, Золушка и прочее — эта та способность матери, которая формирует в девочке трудолюбие, смирение и красоту души, именно подвергая ее испытаниям (холод, голод, тяжелый труд), ведь будь она ласкова и добра, Золушка стала бы Ленивицей.
Поэтому посмотрите на чтение сказок не просто как на традицию, а как на единственно истинную историю народностей, учитесь читать их между строк.
Немного окунувшись в тайный мир сказки, посмотрим теперь, как читаемые сказки могут влиять на наших детей и как выбрать подходящие для них.
Сделайте упражнение: на одной стороне чистого листа напишите сказку, первой пришедшую Вам на ум.
Переверните. На другой стороне напишите, что о Вас говорили в детстве — и хорошие и плохие суждения. Например, «Ты глуп», «Ты должна хорошо есть».
Вернитесь к Вашей сказке. Кто там главный герой? Что он встречает на пути? Что между ним и Вами общего? Наверняка, многое.
А теперь посмотрите на Ваши качества — покопавшись в своей жизни, Вы скоро обнаружите, что часто чувствуете себя именно так, как о Вас говорили в детстве мама, бабушка, дедушка

Вы — продукт читанных Вам сказок и высказанных в Ваш адрес суждений.
Если это не так, значит, Вы ведете себя СОВЕРШЕННО обратным образом. Скорее всего, потому что старались исправить в себе что-то.
Что Вы читаете своему малышу? Что он смотрит по телевизору? Что Вы говорите ему в моменты сильных эмоций? Как раз сейчас он позволяет Вам этим самым лепить его личность.
За сказками всегда стоит определенный сценарий жизни и Ваша задача помочь подобрать сказки для Вашего ребенка с хорошим сценарием. Для этой цели не нужно копаться во всех сказках, обратите внимание на те, которые Ваш ребенок просит читать постоянно. Обычно за период до 15 лет таких сказок у каждого от 5 до 8. Не трудно поискать, в чем же их смысл, тем более, что сейчас найти любую информацию очень легко.

Формирование личности, указание путей развития — это более глубокий уровень сказкотерапии. На средней ступеньке располагаются педагогические и успокаивающие свойства сказок, будь то работа с агрессией, страхом или нравственное воспитание.
Но сказки прекрасны и для развития более открытых пространств ума: речь, чувство юмора, логика, мышление, воображение. Методы, которые мы привели здесь, подадут хорошие идеи для совместного времяпрепровождения с вашим ребенком, порадуют нестандартными решениями, основательно повысят уровень речевого развития, памяти, воображения.
На наших занятиях мы часто используем ролевые игры, ставим спектакли, а также тренируемся с помощью :
«Сказка наоборот»: договоритесь с ребенком, что все герои должны поменять свои характерные черты на противоположные, например: Волк станет добрым, а Красная Шапочка — злой и коварной. Что же тогда будет?

«Сказка — Перевертыш»: Вы начинаете рассказ «Жили — были два поросенка».. и ждете, когда ребенок Вас поправит. Вы и раньше, наверное, замечали, что когда перепутаете что-то в тексте, Юный Слушатель настойчиво возвращает Вас к истине.
«Продолжение сказки» — предложите маленькому фантазеру представить, а что бы было, если б Лиса не съела Колобка? А волк подружился с Поросятами? И, может, Курочка-Ряба так и убежала прочь со своим простым яйцом, а дед и баба сдали скорлупки золота в ломбард?..
«Сказочный компот» — Выбрав сюжет одной из сказок, Вы привносите в него героев из других, а также можно добавлять и ситуации и непривычные предметы: Однажды, Буратино шел по лесу и встретил Чипа и Дэйла и вместе они оказались у Медной Горы. Выполз оттуда Кощей Бессмертный+

И, конечно, мы любим сочинять сказки сами, представляя наших малышей героями, создавая вместе задачки и решая их в игре. Точно также и Вы, дорогие родители, можете все свои трудности воспитательного процесса проигрывать в сказке вместе с ребенком — Вы удивитесь, как легко будет находить решения!
Завершая короткий обзор Сказочных возможностей, желаем Вам творческих успехов!

Координатор программ, педагог-психолог центра Комарик Ларина И.С.

Похожие статьи