Каждая семья хочет видеть своих детей образованными, обеспечить заботу и развитие на хорошем уровне. В большинстве случаев Вы уверены, что Ваш ребенок уникален. И это не ошибка, двух одинаковых детей не бывает, Ваш ребенок, безусловно, в чем-то талантливей Ваших знакомых.

Но что происходит с системой обучения? Социальные опросы на тему «довольны ли вы своим школьным обучением» в 85% случаев дают отрицательный ответ. Несмотря на активное обсуждение данной области, в образовательной системе больше недостатков, чем ресурсов.  Если вам 25-35 лет, спросите себя, многое ли вы помните из школьной программы? И что из этого пригодилось вам в жизни?
И дело даже не в школе, все начинается еще раньше – в детском саду.

Основная цель любого дошкольного учреждения (будь оно частное или государственное) – подготовка к школе. Готовность к школе определяется тестами и, иногда, разговором с психологом (и то не везде). Темы вопросов соответствуют критериям данной школы, зеленый свет дается наиболее покладистым и восприимчивым детям. «Неподходящих» отправляют в нулевые классы, ставят диагнозы: «внутричерепное давление», «задержка развития», «гиперактивность». И родители верят, понимаете? Передавая педагогу ребенка, они оправдываются: «да, наш мальчик родился с гипоксией/ получил травму 5 лет назад/неусидчив, у него больше шил, чем принято… поэтому мы водим его в класс компенсаторного развития».  Читайте между строк: «Нам сказали, он инвалид и так будет всегда. Мы лишь покупаем ему  новейшие костыли, значит мы хорошие…». Конечно, проблемы у детей могут быть и на самом деле, что, кстати, в подавляющем большинстве случаев отражает проблему между родителями. Но, если Вы имеете отношение к педагогике, либо общались с воспитателями, наверняка слышали, что планы, спущенные сверху, с трудом вписываются в естественный ритм детей, что нагрузка в первом же классе (всего через три месяца после сада) возрастает в несколько раз и детям, привыкшим к уроку 15-20 минут в день, приходится выдерживать 3-4 часа ежедневно! Так как же человек, составляющий настолько нелогичный учебный план, может допускаться до тестирования и как может он адекватно оценить уровень развития Вашего ребенка??

Всем давно известно, что физические упражнения (особенно в возрасте до трех лет)  и мелкая моторика (лепка, бусины, песок и прочее) – играют наиважнейшую роль в обеспечении благополучного обучения и развития ребенка. И что же? 10 – 15 минут физкультуры, 15-20 минут в неделю творчества (и не дай, боже, превысить нормы) – это все, что должны уметь и хотеть наши дети?
Такой режим для Вашего– активного, познающего, везде-всюду-успевающего-залезть-взять-разлить ребенка — просто скучен.
Хорошо,  допустим, лет 15 назад такой ребенок встречался один на сотню. Пропишем ему успокаивающий чай, пусть не будет выскочкой. Но на сегодня статистика обратная – на десять таких детей найдется один «нормальный» и то, пока бабушка не ушла.
Не проще ли узнать их потребности и предложить им подходящий путь развития, чем поить драгоценное чадо лекарствами, потому лишь, что отказываться от молчаливого повиновения воспитателю, как минимум, «Не красиво!»?

Сейчас предложений от центров развития – пруд пруди. Не стоит недооценивать их вклад. В любом случае, творчества, музыки, занятий, наполненных интересными играми и упражнениями, там больше, чем в большинстве стандартных садов.
Но и там – целью ставится готовность к школе, в арсенале – стандартные «ритмика», «математические представления», «изо», иногда – «детская йога».
А как насчет подготовки к жизни? Психологическая сторона, часто не учтенная данными учреждениями, влияет на результативность обучения куда больше, чем грамотность. И это факт.

Теперь о детях 
Сталкивались ли Вы с тем, что вопросы, задаваемые детьми 3-4 лет относятся к темам, которые раньше считались интересными для старших подростков? Например, «откуда берутся дети», «что это за ямки на луне», «а что будет, если я умру и прочее»? Наверняка, общаясь со своим малышом, вы замечали, что высказываемые им решения вопросов, пути решения стоящих перед ним задач – другие, нестандартные и, чаще всего более продуктивные, чем предложенные Вами/педагогом. Посмотрите в интернет – он переполнен сообщениями, статьями, форумами о том, что дети, рождающиеся в настоящее время – ДРУГИЕ, они мудрее, талантливее, необычней, чем раньше. Там также обоснован вывод, что увлечение компьютером, повышенная агрессия или, напротив, замыкание в себе – это не причина и не диагноз, а лишь следствия того, что ребенок не чувствует себя понятым и принятым.

Попробуйте оставить в стороне «положено – не положено», выслушайте своего ребенка – скорее всего, он быстро скажет вам, Что ему на самом деле нужно – следуйте за ним, ограничивая его лишь в необходимых случаях. Речь идет не о том, что детям дошкольного возраста нужно все время загрузить курсами и занятиями. Наши Новые Дети прекрасно умеют занять себя сами, а иногда им просто необходимо побыть в одиночестве.  Что мы должны им обеспечить – это стабильность (режим, последовательность) и показать, как можно использовать ресурсы времени. Они настолько быстро идут вперед и так сбиты с толку косностью системы мира, что реагируют на это несоответствие агрессией, аутичностью, беспокойством. Покажите им наши «орудия труда», дайте понять, зачем мы ими пользуемся, и доверьтесь их интуиции. Зная, что вы верите им, они будут ощущать любовь и безопасность и смогут очень быстро превратить неуклюжие вещи в новейшие технологии.
Хорошо, скажете Вы, с теорией мы, может и согласимся, но где тогда их обучать, если с системой образования все плохо?
Хорошая новость состоит в том, что уже формируются более подходящие предложения для Ваших детей.

Выбирая ДОУ, спросите, как организована работа психолога, поддерживается ли обратная связь с родителями, как устроен сам урок. Если Вам ответят, что  «У нас индивидуальный подход» — узнайте, что это значит? Как показывает практика, индивидуальный подход – просто потакание капризам за Ваши деньги. Узнайте, что делается для обеспечения духовно – нравственного развития (например, как преподаются методы концентрации внимания, что входит в курс эмоционального развития,  существуют ли уроки мудрости), а также – является ли подготовка к школе единственной целью посещения курса.

Хороший пример подает Мария Монтессори, обучая аккуратности и самостоятельности. Но,  развивая все внутриличностные процессы, данная методика в большинстве своих задач обходит стороной такой фактор, как командная работа, совместная деятельность. Есть предложения Вальдорфской системы, обучающей органичному взаимодействию с природой и трудолюбию. Здесь не хватает только динамичности, все таки, классическая идея этих школ не отвечает темпам нашего времени.
Эти системы хороши тем, что предлагают ребенку выбор и четко очерчивают границы свободы, тогда как стандартная система просто указывает, директивно, что делать, как и когда.

Обратите особое внимание на направление развития, образованного вокругфеномена Детей Индиго. В книгах, описывающих данный фактор, собраны не только советы как помочь детям, но и голоса самих детей, которые требуют изменения дряхлой и злой системы обучения, требуют уважения и доверия к себе.  И они правы. В любом случае, мотивируйте себя на поиск альтернативных систем, это лучшее, что Вы можете предложить своим любимым малышам.

Координатор программ, педагог-психолог центра Комарик Ларина И.С.

Похожие статьи